A+ A A-

Как подключить акустику к компьютеру?

  • Обновлено 01.01.2013 20:15
  • Автор: LASPLAGAS

Содержание материала

 

 

     В моей жизни компьютер играет значительную роль, фактически он заменяет мне все электронные устройства, это и кино, и телевизор, и музыкальный центр и даже телефон. Я люблю слушать музыку во время домашней уборки, в онлайн гонках или просто так. Наверное, большинство людей, рано или поздно приходит к мысли о том, что обычное стерео из двух  убогих колонок уже не устраивает, и хочется большего, объемности, громкости, качества…

Статья прислана на конкурс статей.

 

     С недавнего времени, и я понял, что «металл» должны слышать все, включая  соседей со своими истошными, на всю катушку шансонами и пьяным караоке. Revenge… Месть всегда сладка, как говорят: «Месть – это блюдо, которое должно подаваться холодным». Поистине правильное утверждение, ибо после гневных, огненных мыслей, приходит осознание того, что предложений и возможностей масса, а вот что выбрать – это главный вопрос. Огульно брать первое, что попало на глаза, не лучший выход из положения. Конечно, можно просто взять музыкальный центр в пределах 15 000 рублей и наслаждаться жизнью, но мне просто некуда его поставить, да и есть уже, но как появился компьютер, я им не пользуюсь – стоит у друга в гараже, ему нужнее. Вот и возникла мысль, приобрести акустику отдельно, и подключить ее к компьютеру.

     Когда я начал искать информацию по этому вопросу, то погряз в дебрях терминов и нюансов, влияющих на все, что связано с этой проблемой. Понадобилось около двух недель на то, чтобы вникнуть в суть и немного сориентироваться в океане предложений, методов, компоновок и конфигураций систем. В этой статье я попытаюсь прояснить эту проблему для широкого круга людей, которые хотят выбрать или уже подключить акустику к своему компьютеру.

     Первое с чем приходиться столкнуться это с выбором компоновки системы. Что же выбрать? 2.1 или 8.1? Давайте разберемся, что означают цифры 2.1, 3.1 и так далее. Все просто, первая цифра означает количество каналов воспроизводимых данной акустической системой равных количеству колонок, а вторая отведена сабвуферу, так как низкие частоты, воспроизводимые им, выделены в отдельный низкочастотный канал.

     Естественно, чем больше каналов, тем более качественным и объемным получается звук.
Правда, необходимо помнить, что воспроизведение настоящего многоканального и объемного звука возможно только при соответствующем уровне записи. Я имею ввиду, что обычный MP3, скачанный с сети, никак не будет многоканальным. Да, он будет воспроизводиться из всех колонок, но исходящий из них звук будет абсолютно одинаков, и ни о какой объемности не может быть и речи.

     Многоканальный звук, как правило, встречается в лицензионных DVD фильмах с соответствующим логотипом, или, если говорить о музыке, на DVD-audio дисках. Но это не те диски с сотнями альбомов на одной болванке, а один альбом на одном DVD диске, так как качество звука там не ниже 448 кб\сек, а порой и все 1536 кб\сек. На таких дисках так же присутствует соответствующий логотип. Ну а если говорить о выборе количества каналов, то на сегодняшний день, наиболее распространены записи в формате 5.1, реже встречаются 6.1 и 7.1 ну и совсем редкость на сегодня, найти запись в формате 8.1. Вот и думайте. Всего, каких то семь лет назад,  формат 5.1 был экзотикой и дорогим по исполнению, а о применении его в ПК и речи не шло. Как видите, все изменилось, и возможно стоит посмотреть на варианты 7.1  8.1 как наиболее перспективные в будущем.

     Теперь нужно определиться, с типом акустики. Различают активную и пассивную акустику.
Пассивная, это акустика, не имеющая своего встроенного в корпус усилителя и получающая усиленный сигнал к колонкам от внешнего источника – усилителя. Причем в подавляющем большинстве пассивных систем сабвуфер отсутствует. Но, как показывает практика, он там и не очень то нужен, это зависит от самой акустики – её исполнения. Однако, если вам хочется «реальных» басов, то придется докупать пассивный или активный «саб» отдельно. Я бы рекомендовал покупать только активный сабвуфер. Во-первых, с пассивным может не справиться ваш усилитель (может не хватить мощности). Во-вторых, с активным будет меньше проблем связанных с тонкостями совместимости (тембр, резонанс, «горбы» и т.д.) так как он сам по себе, зачастую, имеет свои настройки.
 
     Активная – та, которая получает усиленный сигнал от собственного, встроенного в корпус усилителя. Причем, усилитель может быть встроен в корпус сабвуфера откуда через гнезда подключения, расположенные на его корпусе, распределяется по колонкам, либо может находиться в каждой колонке отдельно с каскадом фильтров соответствующим каждому динамику в колонке. В большинстве случаев такие обычно изготавливаются для студийного применения и, как правило, они являются двухполосными, тоесть на каждый динамик подается свой, «отфильтрованный» сигнал, максимально соответствующий его характеристикам.

     Фильтр - это именно фильтр, который отсекает частоты определенного диапазона не нужные для звукового воспроизведения на конкретном динамике. Например, высокие, или наоборот, низкие. Ведь если вы попытаетесь воспроизвести частоты от 10 000 – 15 000 Гц на динамике, предназначенном для 20 – 300 Гц то звук будет совершенно не потребным, равно как и низкие частоты на высокочастотном динамике. Частотный диапазон, воспринимаемый человеческим ухом, составляет приблизительно 20-20 000 Гц. Для того чтобы воспроизводимый колонками звук был близок к натуральному, полоса частот должна быть как можно шире и приближаться или даже превосходить диапазон частот, которые человек способен услышать. Высококачественные акустические системы способны воспроизводить звук с частотой 30 000 Гц и выше.

     Не стоит думать, что существуют только двухполосные колонки, есть 4-х и даже 6-и полосные акустические системы, выполненные в одном корпусе, это значит что в каждой колонке как минимум по 4 или 6 различных динамиков. Но такая акустика очень громоздка и цены стартуют от 400 000 рублей.

     Замечу, что многополосность и многоканальность совершенно разные вещи.

     Многоканальность же, это звуковой сигнал, разбитый на определенное количество каналов. Звуковой канал это отдельно записанный звук, имеющий свои четкие характеристики предназначенный для воспроизведения по специальной схеме. Не совсем точно конечно, но суть именно такая.  Иными словами, есть поток звука, который состоит из массы различных звуковых фрагментов разложенных по разным каналам.

     Я не буду утомлять вас сведениями, как записывается многоканальный звук, потому как обычного человека это не заинтересует, ну а если кому-то интересно, то не составит труда поискать необходимую информацию в Интернете. Отмечу только, что звук записывается двумя, или более (до шести) высокочувствительными микрофонами-усилителями чувствительностью до 50 000 Гц с предельно низким соотношением сигнал – шум в районе 120 ДБ, самые качественные, и дорогие колонки на сегодняшний день имеют соотношение сигнал-шум равное 110 ДБ. После, осуществляется микширование (сведение) полученных записей в единый многоканальный звуковой поток по особому алгоритму. В стандартной потребительской аппаратуре этот сигнал декодируется посредством декодера и разбивается по каналам для воспроизведения в колонках. Декодеров несколько и вы все их хорошо знаете.

     DTS. Декодер объемного звука Dolby True Surround позволяет выделить из цифрового аудиопотока несколько независимых каналов для получения объемного звука.
Скорость цифрового потока аудиоданных, записанных на DVD, определяется стандартом многоканального звука. Основное отличие стандарта DTS от Dolby Digital состоит в том, что скорость аудиоданных у DTS в три раза выше, чем у Dolby Digital. Благодаря этому появляется возможность записать звук с лучшим качеством, в результате становятся слышны все тончайшие оттенки звучания, звуковые эффекты приобретают большую выразительность.

     Декодер DTS EХ. Декодер Dolby True Surround EX позволяет получить из цифрового потока аудиоданных многоканальный объемный звук стандарта 6.1. По сравнению с 5.1 в стандарте 6.1 добавлен дополнительный задний центральный канал, что делает объемный звук еще более реалистичным.

     Декодер Dolby Digital. Наличие в мультимедиа устройствах декодера Dolby Digital (DD). DD - один из самых распространенных форматов представления аудиоданных для многоканального звука стандарта 5.1. Стандарт 5.1 подразумевает использование пяти колонок и одного сабвуфера. Большинство фильмов на DVD имеют звуковую дорожку, записанную в формате DD.
Декодер многоканального звука позволяет выделить из единого цифрового потока аудиоданных несколько независимых звуковых каналов. Аудиоданные поступают в декодер через цифровой интерфейс (оптический или коаксиальный).

     Декодер Dolby Pro Logic II. Наличие в мультимедиа устройствах декодера Dolby Pro Logic II.
Декодер Dolby Pro Logic II позволяет получить объемный звук из двухканального звукового сигнала. Наличие такого декодера поможет вам получить новые ощущения при просмотре старых кинофильмов, а также при прослушивании музыки.
 
     Это самые распространенные декодеры на сегодняшний день, причем в одном устройстве может находиться до нескольких декодеров.

Так как же работает многоканальная система акустики (акустика 5.1)? Для понимания сути многоканального звука, его преимуществах и особенностях  нужно понимать, как он работает.

     Для наглядности разберем один пример для системы 5.1.

Пример системы 5.1

 

 

 

 

     Так в идеале должна выглядеть  расстановка компонентов акустической системы, при которой достигается максимальный стерео и объемный эффект. Отклонение от нее ведет к ухудшению восприятия объемного звучания, либо к его полному отсутствию. В некоторых случаях придерживаться данной схемы (в силу особенностей помещения) довольно проблематично, однако для примера, будем учитывать идеальную расстановку.

     Итак, вы смотрите фильм. Камера стоит неподвижно за плечом персонажа и обращена на другого. Здесь важно понимать, что камерой в данном случае являетесь вы. Вы как бы наблюдаете за этой сценой, и все звуки (их позиционирование в пространстве) воспринимаете так, как они и должны быть в настоящей жизни. С этим учетом и записывается звук, и весь смысл многоканального звука заключается именно в этом.

     Два персонажа стоят на тротуаре и беседуют, вокруг дома, рядом дорога с не очень оживленным движением, прохожих не много, лишь одна девушка торопливо идет, стуча каблучками, погода солнечная, через дорогу во дворе лает собака, по дороге на встречу девушке едет автомобиль, а рядом с персонажами на дереве верещат птицы. После некоторого времени машина проезжает мимо них и сигналит, птицы пугаются и улетают с дикими криками. Вот двухмерная схема расположения картинки, которую вы «видите» на экране. На ней изображены все объекты, издающие звук, и схема их движения.

     Я конечно не великий художник, но что смог, то и нарисовал. В идеале, было бы лучше показать все это в виде анимации, но, к сожалению, подобным умением я не обладаю.

Схема-пример картинки при просмотре сцены

 

     А теперь, нанесем схему расположения колонок на схему сцены фильма.

     Угол направленности колонок на зрителя в этой схеме не важен, поскольку при правильной их расстановке и положении зрителя при просмотре фильма, звук будет распределяться так, как нужно. Здесь, мы просто попытаемся осмыслить, как  видоизменяется и меняет свою пространственную ориентацию сам звук.

     Главное понять, что из каждой колонки будет воспроизводиться звук того объекта, который максимально «близок» к какой либо колонке. Конечно, звук будет иметь не четкую разграниченность по колонкам, а будет воспроизводиться во всех находящихся рядом колонках, но с различной громкостью, причем максимальная громкость будет на той, к которой объект излучения звука находится «ближе» всего.

Схема-пример картинки при просмотре сцены. Распределение колонок на сцене

 

     Итак, девушка появляется в кадре и движется прямо, от нее исходит звук каблуков. Вначале, он появляется из передней левой и центральной колонок, причем по мере продвижения девушки в вашу сторону он будет громче на передней левой  и постоянно затухающим (вплоть до исчезновения) на центральной колонке. Затем, оказавшись на одной прямой с камерой (вами) звук из левой передней колонки достигает своего пика и начинает затухать, одновременно с этим, начинает возникать звук из задней левой колонки, и по мере удаления девушки от камеры (вас) звук будет становиться сильнее на задней левой колонке, но постепенно он тоже затухает, так как девушка от вас отдаляется. Вместе с этим, только из левой колонки вы слышите лай собаки, а вот уже приближающийся автомобиль слышен из обоих задних колонок, и ситуация с авто повторяется аналогично ситуации с девушкой, только в обратном направлении. Щебетание птиц вы слышите только из центральной, и из передней правой колонок, оно постоянно, и громче всего на передней правой. Вот авто поравнялся с вами и нажал на клаксон, который «вдарил» по ушам из всех колонок разом, но с акцентом громкости на левую сторону. Затем птицы встрепенулись, и полетели от передней правой колонки к передней левой через центральную. А что же делает сабвуфер, спросите вы? А он передает, к примеру, низкий рык двигателя авто, когда он подъезжает к вам, и принцип действия там тот же, тоесть громкость звука нарастает по мере приближения авто к вам, достигает пика на одной линии с вами и постепенно уменьшается по мере удаления от вас.

     Конечно же, это не эталон, т.е. разложение по каналам почти всегда различается, в зависимости от вкусов и предпочтений звукоинженера который производил сведение звука, например, что-то он сделал громче, что-то тише и так далее, но основные методы везде одни.

     Надеюсь, что вы поняли общий принцип работы акустической системы в плане распределения звука, так как это нам понадобиться в дальнейшем. Если брать системы с бОльшим или меньшим количеством колонок, то там картина абсолютно идентична, только звук распределяется между соответствующим количеством колонок. Вы спросите, а можно ли воспроизвести звук, записанный в формате 5.1 на аппаратуре и акустике формата более 5.1? Конечно, только и акустика будет работать как 5.1, это, конечно, не отключит «лишние» колонки совсем, а просто уменьшит их громкость и «усреднит» исходящий из них звук, не нарушая общую картину восприятия. В целом, система 7.1 при воспроизведении 5.1 звука будет звучать немного лучше, хотя это не в последнюю очередь будет зависеть от декодера. А вот воспроизведение такого звука на компонентах ниже 5.1 (5.0) приведет к снижению объемности. Более или менее с этой задачей справляется система 4.1 (4.0) (разница по звучанию между 5.1 и 4.1 очень мала), в редких случаях 3.1, а вот системы 2.1 ничего кроме прибавления «басов» вам не дадут.

     Вот, мы и определились с типом будущей акустической системы и нам необходимо ее подключить к компьютеру. Конечно же, каждый выбрал систему на свой вкус, кто-то 3.1, кто-то 5.1, а кто-то и 7.1. Далее я расскажу, каким образом подключить систему к ПК, как активную, так и пассивную.

     Начнем с того, что подключение самих колонок, будь то 8.1 или 2.1 к источнику усиленного сигнала у всех одинаков – он осуществляется посредством RCA (так называемый тюльпан), двухконтактного 3,5 мм mini jack его еще называют mono jack (для больших мощностей используется и 6.3 мм), быстрозажимного разъёма, разъема типа банан, клеммного (далее винтовой) разъема - все они являются основными. Есть, конечно,  и другие «экзотические» разъёмы, но всё же это редкость. В основном для широких масс потребителей используются наиболее распространенные – это быстрозажимной, винтовой и банан.

     А вот и наглядный пример штекеров данных разъемов. Объяснять, как они работают  смысла нет, скажу лишь, что винтовой и «банановый» разъем одноконтактные, и для подключения колонки необходимо два разъема.

Типы штекеров для подключения колонок

 

     Начнем, пожалуй, с пассивной акустики, так как она представляет собой наиболее сложный способ. Почему? Да потому, что для того, чтобы она полноценно работала, вам мало иметь источник сигнала в виде своего ПК и акустическую систему, вам нужно этот сигнал получить, усилить, а уже потом направить на колонки. Для этой цели понадобиться ресивер и усилитель, либо ресивер-усилитель в одном корпусе. Цены варьируются от 4 000 – 250 000 рублей. Первый вариант дорог, так как вам нужно два устройства и обычно, по раздельности они достаточно дороги, и найти их по отдельности в наше время довольно сложно. В тоже время, совмещенный вариант порой ничуть не дешевле. Вот расположение разъёмов на задней панели аудио-видео ресивера-усилителя за 20 000 рублей. Несложно заблудится, не так ли?

Задняя панель ресивера с разъемами подключения колонок

 

     Главным его достоинством является почти тотальная интеграция в любую мультимедиа среду и возможность принимать как аналоговый, аудио-видео, так и цифровой сигнал. К тому же, это по сути целая «студия» у вас дома. Фактически, с помощью него можно вывести усиленный звук и видео изображение с любого и на любое устройство. Правда, комплект колонок за 10 000 в качестве «рупора» для него это кощунство. Но мы ведь не страдаем аудиофилией?…

 

 


 

 

 

     Разумеется, есть варианты  и за 6 000, и разъёмов там, равно как и возможностей естественно меньше. Здесь вы максимально ограничены в выборе устройства источника сигнала - любое устройство с аналоговым выходом. Зато тут всё предельно просто, обычный аналоговый аудио ресивер-усилитель. И именно он максимально отвечает нашей цели – дешево и сердито, хотя кому как.

простейший ресивер

 

     Наверное, большинство из нас и будет ориентироваться на аналоговые модели в пределах 10 000 рублей. Как вариант, можно в качестве устройств вывода звука использовать домашний кинотеатр (ДК). Но тут есть много «но». Гораздо проще, если ваш комплект ДК содержит отдельно и ресивер-усилитель, и плеер, либо совмещает это в одном корпусе и там есть нужные разъёмы для подведения звука, такие как оптический или коаксиальный цифровые входы, либо (довольно редко) «батарея» из аналоговых входов - как на предыдущем фото. Прежде всего, заурядные домашние кинотеатры не имеют достаточного количества разъёмов для входящего сигнала, или не имеют их вообще. В лучшем случае это будет цифровой коаксиальный SPDIF IN, в худшем – RCA стерео аудио вход, т.е. два обычных разъема под тюльпан (белый и красный).

     Так как же подключить пассивную акустику к ПК? А вот давайте и разберемся.
Итак, вам понадобится собственно акустика, ресивер-усилитель, ПК с хорошей встроенной или слотовой звуковой картой и комплект проводов.

     Для простоты понимания, я буду брать пример подключения акустики 5.0, ну а у кого больше или меньше - должны разобраться. Далее мы рассмотрим подключение 5.0 акустики и активного\пассивного сабвуфера, а так же подключения через порт SPDIF, и, напоследок, рассмотрим подключение уже имеющегося у вас (или планирующегося к приобретению) ДК. И конечно рассмотрим подключение активной акустики. Но, прежде всего, разберемся с аналоговыми выходами на материнской плате.

     Думаю, вы знаете, что на подавляющем количестве материнских плат со встроенным звуком или звуковых картах так же присутствуют аналоговые и цифровые выходы. И если с цифровым SPDIF все более менее ясно, то вот с аналоговыми часто происходит путаница. Дело в том, что они выполнены в виде minijack, а там ведь три контакта на разъем - два канала и минус. И, по сути, из одного разъема выходят два разных сигнала. Таким образом, для подключения колонок 5.0 нам нужно всего три таких разъема. Для этого вам нужно будет приобрести три провода, у которых на одном конце будет обычный minijack, а на другом два RCA (на слотовых звуковых картах могут быть другие разъемы, например RCA). Забегая вперёд, скажу что такие провода я не нашел даже на Царицынском рынке, нет, они конечно же есть в продаже, только вот в тот момент их, как всегда, не оказалось. И пришлось мне изготавливать их самому, что конечно не есть хорошо, с точки зрения профессионалов, да и с моей тоже, но большинством людей разница в качестве звучания при подключении через провод за 2 400 рублей и через самодельный не воспринимается. Для начала пойдет и такой кабель. И потом, в условиях моей квартиры правильно расположить колонки все равно не удастся, а сдвиг какой либо из них более одного метра от идеальной схемы ведет к нарушению восприятия объемности – будет просто звук. В конце статьи, будет небольшая заметка о том, как изготовить провода самому.

     Со спецификой разъемов мы разобрались, но теперь предстоит понять какой из них и куда должен выходить. Поехали.

     Итак, если у вас бюджетная или старенькая материнская плата, то на ней наверняка расположено всего три аудио разъема. Причем выход аудио только один, остальные два это вход микрофона и линейный вход они выполнены всегда в одной цветовой гамме. Это сделано для удобства, каждому разъему отведен свой цвет. Вот пример.

Расположение звуковых выходов на материнской плате

 

     А как же тогда подключать? Спросите вы. Ведь на выход только один разъем. Да, но у аудио драйвера, начиная с древнего  AC97  есть возможность гибкого переназначения разъемов, просто открываете панель управления звука, находится в трее рядом с часами, (только не путайте с диспетчером звука Windows) и выбираете необходимый режим, либо в ручную переназначаете направленность разъема. Как правило, компьютер сам обнаруживает подключенные устройства и предлагает вам осуществить выбор по типу подключения каждого разъема.

звук AC97 - конфигурация колонок

 

     Просто переконфигурируете разъемы и все. Есть правда небольшой недостаток, если ваш корпус не оборудован панелью с разъемом микрофона на передней панели, то для его подключения нужно будет отключать акустику чтобы освободить и заново сконфигурировать разъем, только теперь уже в обратном порядке для микрофона. Но задайте себе вопрос, вы часто пользуетесь микрофоном через этот порт? Вот-вот, я так и думал.

     Если вас вдруг не устраивает звук вашей встроенной звуковой карты, тогда можно приобрести слотовую или внешнюю. На мой взгляд, логичнее остановиться на первом варианте, так как это гораздо проще и порой иногда даже качественнее чем второй вариант, да и возни с проводами будет меньше, равно как и с проблемой ее размещения. Звуковых карт существует дикое множество, начиная от самых простеньких за 750 рублей, заканчивая профессиональными за 93 000 рублей. Советовать вам что либо не буду – в сети масса всевозможных тестов и обзоров на эту тему, так что выбирайте. Скажу лишь, что подключение акустики к таким картам аналогично подключению к встроенной, с той разницей, что интерфейс драйвера может отличаться, да и тип разъема подключения тоже. Например, такая популярная модель как Creative X-Fi имеет разъемы minijack.

Creative X-Fi mini jack

 

     А другая модель уже имеет на борту разъемы RCA.

Разъемы RCA на звуковой карте

 

 

 

 

 

     Что выбрать – дело вкуса и личных предпочтений, но вернемся к нашим баранам. Более дорогие и современные материнские платы оборудованы сразу шестью разъемами, и необходимость приобретать дополнительную звуковую карту отпадает, особенно если вы берете плату в hi-end сегменте. Качество звука таких плат порой превосходит некоторые слотовые звуковые карты. Тем более, на такую материнскую плату можно подключить систему с восьмиканальным звуком. Принцип подключения здесь аналогичен описанному выше, только разъемов на выход уже больше.

HD-звук

 

     Зеленый, серый и черный разъемы сразу идут, соответственно, на передние, задние и боковые колонки, желтый отвечает за центральный канал и сабвуфер, ну а остальные, придется переназначить, если вы собираетесь подключать акустику 7.1 или 8.1.

     Например на плате MSI  FX790 GD70  установлено сразу несколько декодеров формата Dоlby, а сам аудио драйвер имеет очень понятный интерфейс и обширные настройки. Здесь, так же достаточно выбрать соответствующую конфигурацию из списка и подключить систему.

MSI профиль колонок

MSI профиль колонок

 

     На других подобных платах, все более или менее схоже, только аудио драйвер имеет другую оболочку, но в целом все примерно одинаково.

 


 

Подключаем пассивную акустику 5.0

     При покупке ресивера убедитесь в наличии на нем необходимых входных разъемов, это могут быть, как и аналоговые RCA (проверьте, чтобы их количество соответствовало вашей акустике), так и коаксиальный и\или оптический SPDIF вход. Иногда, эти разъемы встречаются все вместе, иногда только какой либо один из них. Взгляните на эту схему, на ней обозначены все устройства, которые необходимы для подключения, в данном случае, на ресивере имеются все указанные выше разъемы и даже шестой аналоговый RCA для подключения сабвуфера. Обращаю ваше внимание, что количество выходных разъемов на колонки может быть разным и напрямую зависит от типа применяемого разъема. В нашем случае (на схеме)  установлены винтовые или «банановые» так как их двенадцать, шесть на плюс, и шесть на минус.

Варианты подключения пассивной акустики 5.0

 

     Для начала рассмотрим подключение через аналоговые разъёмы. Хотя, конечно проще подключать через SPDIF, так как количество проводов от источника сигнала (ПК) сокращается до одного, правда есть определенные ограничения при передаче сигнала через этот интерфейс, но об этом ниже.

     Итак, провода у нас имеются, ресивер с пятью (или более, но не меньше) RCA входами тоже в наличии и, конечно же, колонки.

     Прежде всего, правильно расставим акустику, желательно в соответствии с указанной выше схемой (которая, кстати, рекомендована Dolby Laboratories). Затем подключим акустику к ресиверу через разъемы подключения на его задней панели, и в последнюю очередь подключим ресивер к компьютеру. Почему так, а не иначе? А просто некоторые встроенные и слотовые звуковые карты иногда могут не корректно определить устройство, вместо одной конфигурации, показывают меньшую. И если с ресивером хорошего качества это большая редкость (фактически никогда), то в ценовой категории от 4 000 – 6 000 это случается. Небольшое замечание, если у вас на колонках и ресивере или на сабвуфере и колонках (активная акустика) быстрозажимной разъем, то прежде всего подключите провод к колонкам, а уже потом к источнику усиленного сигнала, что бы избежать случайного контакта между плюсом и минусом. Это конечно ничего не повредит, но иногда от этого может возникать кратковременный фон, т.е. акустика будет «фонить».

     Главное четко помнить, где какой разъем, но на современных платах, даже в случае если вы ненароком ошиблись и перепутали разъем центр\сабвуфер с разъемом задних колонок, вы всегда сможете их поменять местами через тот же драйвер.

Переназначение колонок

 

     Так же важно не перепутать разъемы RCA при подключении к ресиверу. Например, вы подключаете все тот же центр и бас, вы правильно определили разъем и воткнули штекер minijack в желтое гнездо, но вы ведь не знаете какой из двух оконечных RCA разъемов этого шнура бас, а какой центр. И если на ресивере каждый разъем подписан соответствующими аббревиатурами (картинка ниже), то на шнуре этого может и не быть. Хорошо, если вы купили качественные шнуры, где каждый разъем помечен, а если нет?

Часто встречающиеся абревиатуры

 

     Тогда только экспериментально, ибо как там напаял дядюшка Ляо на своей коленке, на глаз, вы ни за что не определите. Конечно, есть определенный стандарт, по которому и распаиваются разъемы на материнской плате, и хорошие производители соединительных кабелей об этом знают, помечая соответствующие штекеры. Но мы и здесь не отчаиваемся, просто меняем центр и бас местами.

Конфигурация динамиков

 

     Ну а теперь, взглянем на схему. Оговорюсь, что эта схема подключена через микрофонный вход, линейный вход и выход, специально для наглядности владельцам материнских плат с тремя разъемами. Ну а у кого их шесть, то вам не нужно подключать акустику через эти разъемы, достаточно просто подключить через три других без всякого переназначения.

Схема подключения колонок

 

     Как видите, один RCA штекер не подключен к ресиверу, так как сабвуфера у нас (пока) нет. Не так уж и сложно, правда?

     Если вы хотите подключить к своей акустической системе пассивный сабвуфер, то необходимо что бы на ресивере был соответствующий аналоговый вход, а так же разъем на выход сигнала для сабвуфера. В этом случае схема подключения меняется не значительно.

Схема подключения колонок и сабвуфера

 

     Если вдруг, на вашем ресивере только SPDIF (любой) вход, то для подключения пассивного «саба» нужно наличие только выходного разъема, но об этом далее.

     А вот схема подключения активного сабвуфера к пассивной 5.0 системе отличается тем, что сабвуфер будет работать самостоятельно от сети 220 вольт, и сигнал к нему нужно подводить  !ВНИМАНИЕ! не усиленный с ресивера, а непосредственно с источника! Таким образом вам дополнительно понадобиться один провод с разъемом RCA на обоих концах, или любого другого, в зависимости от типа разъема на ресивере и сабвуфере. Один штекер этого провода вы присоединяете к  незадействованному разъему шнура центр\сабвуфер (смотреть схему 5.0 выше) а второй, непосредственно к сабвуферу. Ну вот, можно включать, настраивать тембр, баланс и т.д. (если есть такая возможность) и наслаждаться звуком.

 

Подключаем активную акустику

     По-сути, эта схема подключения абсолютно проста, здесь нет ресивера, а провода от источника сигнала подключаются непосредственно к акустике. Как правило, усилитель сигнала находится непосредственно внутри корпуса сабвуфера, а все необходимые для подключения разъемы обычно размещены на его задней стенке.

разъемы подключения на активной акустике

 

     Если же у вас активная акустика формата 5.0, то на ней все то же самое, за исключением того, что усилитель может находиться как в одном корпусе, так и в каждой колонке отдельно. Правда, последнее скорее справедливо для 2.0 систем, так как слишком длинные провода от источника сигнала могут его (сигнал) довольно сильно искажать, появятся шумы, и разного рода дисторции в отображении усиленного сигнала. Помнится, была акустика, которая использовала в качестве источника сигнала радиосигнал, там необходимость проводного подключения полностью отпадает. Устроена она довольно оригинально, радиотранслятор (передатчик) подключается к ПК (обычно через SPDIF) и транслирует 5 (в случае 5.0 акустики) различных сигналов, каждый сигнал на разной радио частоте  и для «своей» колонки. В колонках же, стоит приемник и усилитель, который получает сигнал, усиливает его и выводит на динамик. Несмотря на очевидные плюсы такого подключения, минусов гораздо больше. Это и естественные потери качества радиосигнала, электромагнитные помехи от различных бытовых приборов (включая сами динамики), необходимость подключать к электросети каждую колонку, и главное –  не очень высокое качество звучания. Но, это экзотика, и помниться таких моделей вышло всего несколько, на сегодняшний день их вообще (насколько я знаю) не производят. Во-первых, дорого, а во-вторых, наличие тех самых минусов.

     Надо отметить, что активная акустика без сабвуфера формата Х.0 (начиная с 2.0), встречается довольно редко.

     Ну а теперь, посмотрим на схему подключения активной акустики к ПК. Здесь, в отличие от предыдущих схем, она подключена через серый, желтый и черный разъемы соответственно, боковые динамики, центр\сабвуфер, боковые динамики.

Схема подключения активной акутики

 

     Тоже все довольно просто.

 


 

Подключение акустики 5.1 через SPDIF разъем

     В случае подключения акустики 5.1 через SPDIF, вам понадобятся кабель SPDIF, причем помните, что есть два типа цифрового разъема коаксиальный и оптический. Что выбрать? Для начала надо разобраться, что он из себя представляет.

     SPDIF (Sony\Philips Digital Interface) – это интерфейс формата передачи аудио, который поддерживает передачу цифровых аудио сигналов от одного устройства к другому без процедуры преобразования в аналоговый сигнал, что позволяет избежать ухудшения качества звука.
SPDIF первоначально применялся в CD-плеерах (и DVD-плеерах, проигрывающих компакт-диски), а затем стал общим способом соединения и передачи звука в других аудио-компонентах. Он также приобрёл популярность в автомобильном звуке, где прежний беспорядок многочисленных проводов может быть заменен единственным оптоволоконным кабелем, который устойчив к электрическим помехам.

     Другое применение интерфейс SPDIF находит в передаче цифрового потока окружающего звука как определено стандартом IEC 61937. Этот режим используют, чтобы подключить выход DVD-плеера к входу AV-ресивера домашнего кинотеатра, который поддерживает форматы Dolby Digital или Digital Theatre System(DTS) окружающего звука.

     Разъем RCA – наиболее распространенный, используемый с интерфейсом SPDIF и идентичный разъему, применяемому в потребительской аудио продукции. Кроме того, в некоторых случаях используется оптический разъем.

     Интерфейс SPDIF бывает двух видов: коаксиальный и оптический.

     Входы и выходы коаксиального SPDIF выполнены на разъемах типа RCA. Цифровой сигнал передается по обычному соединительному шнуру с соответствующими разъемами. В коаксиальном SPDIF данные передаются в виде электрических импульсов по обычным проводам, которые подвержены всевозможным наводкам. В принимающем устройстве все эти наводки отфильтровываются, однако вероятность потери части данных все равно присутствует.

разъем SPDIF (оптический)

 

     Оптический SPDIF использует для передачи данных оптический кабель. Его входы и выходы выполнены на разъемах типа Toslink, которые закрываются заглушками, по которым очень легко узнать этот тип интерфейса. Оптический кабель совершенно не реагирует на магнитные поля, поскольку данные передаются в виде световых импульсов. Поэтому считается, что оптический интерфейс передачи цифровых данных гораздо лучше защищен от внешнего воздействия, чем коаксиальный. В спутниковых ресиверах используется именно оптический вид интерфейса SPDIF.

разъем SPDIF (оптический)

 

     Какой из этих разъемов использовать – решать вам. Это будет зависеть, скорее всего, от того разъема, который имеется на вашем ресивере или активной акустике.

     Подключение здесь еще проще, чем в рассмотренных выше вариантах, по сути, меняется только вид «связи» ПК с приемным устройством. Вам достаточно подключить кабель к цифровому выходу вашего ПК и соединить его с соответствующим входным разъемом на принимающем устройстве. Так же  не забудьте изменить в интерфейсе аудиокарты порт выхода сигнала с аналогового на цифровой (в случае если драйвер сам не определит подключение по цифре). Схема подключения непосредственно колонок остается неизменной.

схема подключения колонок к компьютеру с помощью кабеля SPDIF

 

     На картинке, для наглядности, показано подключение акустики 5.1 через оба цифровых порта, но вам необходимо использовать только один из них (какой вам удобнее).

     Однако при использовании этого интерфейса есть некоторые ограничения по типу сигнала который может передаваться через него, связанные с лицензированием.

     SPDIF - интерфейс передачи аудио-данных в цифровом виде. Поддерживаются, как несжатый формат LPCM стерео с разрядностью 16/20/24 бита, так и, посредством передачи в LPCM потоке, сжатые цифровые форматы звука, в том числе многоканальные DTS и Dolby Digital. Частота и максимальная скорость передачи данных не фиксирована, чаще всего используются частоты CD (44.1КГц) и DVD (48/96КГц).

     DSD - (звук с дисков SACD), MLP-потоки (звук с DVD-Audio) через SPDIF передаваться не могут; так же не пройдет и любой несжатый многоканальный PCM-сигнал.

 

Подключаем домашний кинотеатр к ПК

     В данном случае, подключение стандартно, и ничем не отличается от вышеизложенных примеров, с той разницей что вместо ресивера у нас будет выступать ДК. Как уже писалось выше, ДК может быть выполнен как в одном корпусе, так и в виде двух раздельных модулей – ресивера и плеера. Второе справедливо для более дорогих и естественно более качественных систем.

     Тип подключения будет зависеть от того, какой тип интерфейса подключения внешних источников сигнала имеется на корпусе вашего ДК. Например, на недорогих ДК зачастую нет ничего, либо только два разъема – стерео вход, модели дороже имеют на борту коаксиальный SPDIF и\или HDMI. В хороших моделях встречается оптический SPDIF и HDMI, в редких случаях присутствуют все необходимые разъемы для подключения, как по цифровому, так и по 5.1 аналоговому каналу. Рисовать схему подключения не имеет смысла, поскольку по рисункам выше можно без труда подключить и ДК, только вместо ресивера будет непосредственно сам ДК. Ну, а если у вас связка ресивер-ДК, то тут зависит от того, есть ли дополнительный разъем на ресивере для подключения не только самого плеера, но и внешнего источника.

     После всех манипуляций возникает вопрос. А что делать со старыми (2.0) стерео колонками?

     Варианта два - даже три.
     1. Отдать, убрать, выбросить.
     2. Использовать в качестве радио, плеера на кухне, другой комнате подключив к ним флэш- или HDD-плеер.
     3. Подключить к своей новой акустической системе.

     Так как мы натуры пытливые, то нам по душе больше третий вариант. И если у вас обычные стерео кряхтелки до 1 000 рублей, то и не стоит пытаться, на качественной акустике они испортят вам всю картину. Правда, если сама акустика довольно проста, то почему бы и нет. Но, если у вас хорошие, добротные стерео колонки, то подключить их дополнительно к общей системе не составит труда, и на общее восприятие они не сильно повлияют. И тут выясняется поразительная вещь, если у вас акустика 5.1, то, подключив к ней еще две, у вас получится акустика формата 7.1, если к 3.1 то 5.1 и так далее. Сразу оговорюсь, что ее можно подключить только к ПК, к ресиверу вы их уже не подключите. Интересно? Тогда давайте разберем, как это сделать.

     Во-первых, нужно учитывать, что «вклиниваться» в готовую, разработанную производителем систему не стоит. Я имею в виду, что менять комплектные передние или задние колонки на ваши старые категорически не стоит. Гораздо проще добавить «компонент». Но и добавление компонента, порой может привести к ухудшению звучания. Однако на всех 2.0 колонках имеется регулировка уровня громкости, на некоторых регулировка тембра, баланса, с помощью этого их можно отрегулировать и подстроить под вашу систему с учетом ваших требований.

     Во-вторых, есть существенный минус, если вы будете менять громкость на вашей новой акустической системе, громкость на вашей старой, естественно, не изменится и будет выделяться на общем фоне, разумеется вам придется менять ее и там. Хорошо если она у вас на ПДУ, а если нет? Тогда нужно вставать и менять громкость вручную. Ну не очень удобно, согласитесь.

     Например, у вас акустика 2.1, две передние колонки и саб. Тогда просто добавляете свои старые колонки в качестве задних, и подключаете к ПК по точно такой же схеме как было показано выше. Таким образом, провод, через который были подключены старые колонки, подключаете к черному разъему, саб у вас будет на желтом, а передние на сером. Только необходимо помнить, что порой, провода подключения сигнала этих колонок не всегда хватит для установки, и тогда придется удлинять. Помимо всего нужно учитывать и то, что они так же должны подключаться к электросети.
Если у вас 3.1 то старые колонки так же выступают в роли задних. А подключение остается таким же.
4.1 уже посложнее, но не на столько как хотелось бы. Тут уже есть выбор.

     В случае если у вас две передние, центральная и одна задняя колонки, то старые в этой схеме нужно подключать как боковые, тогда система станет формата 6.1. Как вариант, можете подключить их в роли задних, но результат будет не однозначным. Судите сами, будет две колонки сзади, а замененную колонку вы уже подключить не сможете, ну сможете конечно, только куда? По бокам? Так для нее пары нет. И получится у вас не 6.1, а 5.1 система. К тому же, звук из старых колонок вкупе с новым центром, фронтом и басом может быть гораздо хуже. Иногда случается и так, что с дополнительными колонками (боковыми) в системе 4.1 звук тоже не становиться лучше, возникает резонанс, или качество восприятия становиться значительно ниже или не выразительным. В каждом конкретном случае это нужно выявлять экспериментально. Если же у вас две задние, две передние и саб, то добавляете только как боковые.

     Пожалуй, самым выгодным и лучшим, с точки зрения подключения старых 2.0 колонок, является 5.1 система. Сама конфигурация не меняется, вы просто добавляете старые колонки в качестве боковых, это же и справедливо для 6.1 систем. Ну а с системами 7.1 и 8.1 это теряет всякий смысл. На системах типа Х.0 все аналогично системам типа Х.1.

     Но все же, наличие существенных минусов в виде необходимости кропотливой настройки и регулировки громкости отталкивает от применения данной схемы. Как вариант, например, можно сделать гораздо проще, оставить 2.0 колонки на одной громкости, через драйвер аудио отключить соответствующий разъем и включать его, когда понадобиться.

 

Небольшая заметка по изготовлению коммуникационных проводов

     Как я уже говорил, соответствующих кабелей у меня не оказалось, а посему, пришлось сделать их самостоятельно. В идеале, провод должен быть трехжильный с одной общей экранирующей оплеткой или с такой оплеткой на каждой жиле. Экранирующая оплетка представляет собой обычную «плетеную сеточку» из медной проволоки, как внутри провода телевизионной антенны, и в зависимости от совести производителя может быть сплошной, либо только ее подобием. Разумеется, сплошная гораздо лучше экранирует (защищает) проходящий внутри провода сигнал от наводок. Кроме всего, нам понадобятся разъемы, это RCA и трех контактный Minijack.

     Так как у меня не оказалось даже обычного трехжильного провода, я использовал обычный ШВВП на «плюсы» и одну жилу от того же провода вывел снаружи в качестве «минуса». Разъемы нашлись на старых проводах и наушниках. Помимо всего прочего необходим паяльник, пластиковые хомуты или изолента и термоусадочные трубки соответствующего диаметра – изоляционный материал в виде трубки, который под воздействием температуры уменьшается в размерах (до 300%) и изолирует необходимый участок. Бывают разных видов, я использовал трубки с гидроизолирующим слоем, просто других под рукой не оказалось.

     Берем Minijack, очищаем от всего лишнего и припаиваем к нему провод, затем надеваем термоусадочную трубку и обжигаем зажигалкой. Главное не держать слишком долго на одном месте, иначе она обуглится, конечно это нужно проделывать с помощью строительного фена  - обычно 150 – 200 С, бывает и больше в зависимости от спецификации трубки.

распайка кабеля - mini jack разъем

 

     Теперь необходимо разобрать разъемы RCA и припаять соответствующие провода к их двум «плюсам». После этого, к одному из них припаиваем «минус» вместе с отрезком провода, который пойдет на «минус» второго разъема. Далее собираем разъемы и с помощью той же зажигалки обжигаем.

распайка кабеля - RCA-разъем

 

     После, что бы не болтался «минусовой» провод, фиксируем с помощью пластиковых хомутов или изолентой. Для более эстетичного вида я бы рекомендовал использовать капроновую изоленту (как на клюшках хоккеистов), лучше импортную, так как она имеет глубокий, шелковистый черный цвет и опрятный вид как собственно я и сделал. Готово, осталось сделать еще два или более, в зависимости от вашей акустической системы, таких провода. После проверяем их на работоспособность путем подключения акустики

 

Заключение 

     Ну вот, пожалуй, и все, мы разобрали наиболее часто встречающиеся типы акустических систем, виды их подключения и компоновки.  Надеюсь, что эта информация помогла вам немного понять суть разобранного здесь вопроса, и вы сможете самостоятельно, без значительных затруднений, подключить имеющуюся у вас аппаратуру к компьютеру. Тем более, что на сегодняшний день компьютер является универсальным устройством для разного рода задач, а с ходом прогресса его интеграция в жизнь человека будет только расти...

Удачи и успехов вам во всех начинаниях!

 

     Автор: LASPLAGAS

 

Если вы считаете этот материал полезным, пожалуйста, добавьте на него ссылку в Википедию, в ту статью Википедии, которую посчитаете подходящей.
Спасибо!

 

     Обсудить статью в конференции.

Система Orphus

Комментарии

  1. ВКонтакте
  2. Facebook
next
prev